Боччони

Боччони - , Умберто (Boccioni, Umberto) 1882, Реджо-ди-Калабриа — 1916, Верона. Итальянский живописец и скульптор, представитель футуризма. После окончания технической школы (1897) занимался литературным творчеством и художественной критикой. Приехав в Рим в 1898, поступил в Академию художеств, а с 1900 вместе с Северини посещал студию Балла. В 1902 был в Париже, где на него сильное впечатление произвело искусство импрессионистов и Сёра. Вернувшись в Италию, некоторое время пребывал в Падуе, в 1904 совершил семимесячную поездку в Россию. В 1905—1907 жил попеременно в Падуе и Венеции, в 1908 переселился в Милан. Живопись предфутуристического периода отмечена влиянием дивизионизма и символизма (Апокалиптические всадники, 1908, Чикаго, Институт искусств; Проходящий поезд, 1908, Мадрид, Музей Тиссен-Борнемиса). Встреча с Мартинетти в 1910 стала поворотным моментом в биографии Боччони. "Манифест художников-футуристов" (февраль 1910) и "Технический манифест футуристической живописи" (апрель 1910) ознаменовали рождение нового авангардного направления. В объединение футуристов, помимо Боччони, вошли К. Карра, Дж. Балла, Л. Русоло, Дж. Северини. В 1910—1911 дивизионистская система в живописи Боччони обретает особый динамизм, насыщается экспрессивными символами (Возносящийся город, 1910, Нью-Йорк, Музей современного искусства; Горе, 1910, частное собрание; Мятеж в галерее, 1910—1911, Милан, галерея Брера). В соответствии со своей концепцией "унанимизма" художник стремился передать живописными средствами коллективные эмоции и движения людских масс. В 1911 при посещении Парижа футуристы встретились с кубистами. Под влиянием кубистического метода живопись Боччони преобразуется: фигуры и предметы, рассеченные на фрагменты, следуют спиралевидным движениям "линий-сил", вещественная реальность растворяется в бурлящей лаве раскаленных цветов и извивающихся форм (триптих Состояния души: Прощания, Те, кто уезжают, Те, кто остаются, 1911, Милан, Галерея современного искусства). Композиции, насыщенные "энергетическими" формами, возникли отчасти под влиянием бергсоновского понимания длительности как движущейся во времени витальной и психической энергии, противостоящей косной пространственной материи. В живописи Боччони объем распадается на отдельные корпускулы, несущиеся в эфирных вихрях. Психофизический поток то размывает материю, то спрессовывает ее в плотные сгустки (Эластичность, 1912, Милан, галерея Брера; Единые формы в непрерывном пространстве, 1913, Милан, Галерея современного искусства; Динамизм футболиста, 1913, Нью-Йорк, Музей современного искусства; Динамизм мускулов, 1913, частное собрание). Футуристический принцип симультанности осуществился в полотнах Боччони как "синтез того, что помнится, и того, что видится". В скульптуре внутренняя энергия фигуры прорывается наружу, массы растекаются и завихряются, словно подхваченные ураганом (Единые формы в пространственной длительности, 1913; Развитие бутылки в пространстве, 1912—1913, обе — Нью-Йорк, Музей современного искусства). Скульптурные ассамбляжи воспроизводят особенности восприятия быстро движущихся объектов, способность взгляда объединять в одном мгновении далекое и близкое, целостные фигуры и их фрагменты (Лошадь + Всадник + Дома <Динамическая конструкция галопа>, 1914, Венеция, фонд П. Гуггенхейм). Боччони был главным теоретиком футуристической живописи и скульптуры. Им написана большая часть манифестов и статей, излагающих эстетическую программу футуризма. В 1915 художник отправился добровольцем на фронт. Спустя несколько месяцев, после неудачного падения с лошади, умер от полученных травм.










Словари:


Афоризм дня:

«Мужчины — плод биологического дефекта: мужской ген Y — это недоделанный женский ген X. Другими словами, мужчина — это незавершенная женщина, ходячий аборт, выкидыш на генной стадии.» - (Валери Соланас)