Чудо

В средневековом сознании, по сравнению с нашим, граница между мирами естественным и сверхъестественным была более зыбка, и Ч.еса, знак присутствия сверхъестественного, составляли важный аспект символического восприятия мира. Рождаемое Ч.ом изумление - по средневековым понятиям, его определяющий признак. От слова mirari («удивляться») образованы все обозначающие Ч.о средневековые термины. В сущности, в средние века не было такого понятия, которое бы точно соответствовало тому, что мы сейчас называем Ч.ом. Под Ч.есами нередко подразумевали систематизированное собрание чудесных вещей (одно из популярных в средневековье произведений о Ч.есах, Юлия Солина, так и называлось - «Собрание чудесных вещей», Collectanea rerum mirabiliiim). В средние века существовало целое семантическое поле для обозначения чудесного: от благочестивых miracula и курьезных mirabilia до зловредной магии. Miracula рассматривались как необычные события, в которых проявлялась власть Бога над природой, приостанавливающая ее естественную причинность; mirabilia — как явления естественные, но недоступные человеческому разумению. Онтологическое различие между miracula и mirabilia было предметом напряженной рефлексии в период классического средневековья. То и другое роднило вызываемое ими удивление (admiratio), но mirabilia, происходившие от скрытых причин, пробуждали еще и любопытство (curiositas), т.е. желание узнавать нечто новое. Последние, очевидно, ближе нашему пониманию чудесного. Еще один вид чудесного, связанный с магией, не вписывался в систему христианского вероучения. Магия и вера противопоставлялись уже в Ветхом Завете (Исх. 7,12), а в христианское средневековье т.н. «магические искусства» подвергались запрету. Теология не отрицала способность дьявола и его приспешников - магов, лжепророков - преступать в своих действиях законы природы, но предупреждала, что их «Ч.еса» суть лживые подделки, лишенные божественного смысла и характера божественного откровения. Магия и Ч.о были двумя полюсами в контактах со сверхъестественным. В средние века сосуществовали различные интерпретации чудесного - теологическое понимание Ч.а, формировавшееся в среде церковных авторитетов и интеллектуалов; то, которое можно обнаружить в проповедях и дидактической литературе и агиографии; рассказы о путешествиях, произведения исторического жанра, героический эпос, куртуазная литература дают еще один тип истолкования чудесного. 1.


Количество просмотров: 4
© Словарь средневековой культуры